Рост продолжается в обратном тренде. Заметки обывателя на полях премьерского выступления.
Замечательно мы все-таки научились говорить об отечественной экономике. На недавнем форуме казначеев прозвучал доклад главного экономиста Альфа-банка Натальи Орловой с названием «Возможности для роста ограничены», одна из глав в нем называлась – «Рост экономики сильно замедлится».
Будучи по первому образованию филологом, сразу задумался над тем, как еще можно обыграть слово «рост» в негативном контексте. И, кажется, понял, как следует обозначать сегодняшние российские реалии. «Рост продолжается в обратном тренде» – дешево и сердито.
Впрочем, не в словах дело. В самих реалиях.
19 мая с их оценкой, подводя итоги первого года работы своего кабинета, выступил премьер России Дмитрий Медведев. Многие, если не все, тезисы премьерского послания заставили задаться «обывательскими» вопросами.
По тексту:
«Год прошел. Он был такой разный. Оценки тоже можно давать разные. Тем не менее, страна развивалась. Это, наверно, заслуга не только правительства и не столько правительства, а вообще общеэкономической ситуации, которая сложилась какое-то время назад». Несмотря на происходящее падение темпов роста экономики, имеющее разное объяснение, «многие очень важные для нас макроэкономические параметры остаются в нормальном состоянии»…
Возможно, я что-то не понимаю, но макроэкономические показатели (в отличие от микроэкономических или субъективных) – вообще всегда нормальны априори. Как нормальна смена сезонов и погоды, кризисов и развития. Это вообще нормально – лето, осень, зима, весна… Ненормально – неготовность к тому, что осень сменяет лето, а зима сменяет осень… Обычно этим страдают российские коммунальные службы.
Впрочем, не будем цепляться к словам. Интересно другое – что имеется в виду под «многими очень важными для нас макроэкономическими параметрами»? С учетом усиливающейся сырьевой зависимости России, я знаю только два таких «очень важных» параметра – цена на нефть и цена на газ. То есть, в переводе на общедоступный, – «нам повезло, цены на сырье не упали».
«Дефицит федерального бюджета – практически нулевой. Это вопрос счетный всегда: там у нас сотая доля процента, но это ноль практически. Отношение долга к ВВП сохраняется на очень хорошем уровне – это тоже достижение последних 15 лет, и нет оснований его наращивать – 10 процентов. Во всех развитых государствах – от 80 до 150 процентов»…
Дефицит на нуле – в условиях все той же максимально благоприятной конъюнктуры цен на нефть и газ. Чуть качнись – минус в бюджете. И в инструментарии российского правительства нет ничего, кроме этой «иглы»? Так «достижение» это или «везение на авось»?
Соотношение долга к ВВП – стоит задуматься. Над чем именно задуматься? Премьер сам назвал это: во всех развитых государствах долг составляет от 80 до 150 процентов. Во всех! Эти «все» – дураки и неумехи? Или, может быть, России тоже стоит подумать об экономической политике РАЗВИТЫХ государств? О, да, в глазах бабушек долг – это плохо. Нет долга – хорошо. Вот только в экономике объем долга – это еще и индикатор ее инвестиционной активности. Чем выше долг, тем бойче пульс. Разумеется, он может зашкаливать. Вот только не надо меня убеждать, что лучшее состояние пульса – его полное отсутствие.
«Если не случится ничего крайне неожиданного, то мы сможем сохранить ее (инфляцию) в тех параметрах, которые планировали на этот год, – в районе 6 процентов»…
«В районе 6 процентов»… Гм… а где этот район? Не знаю, как вы, но я, видимо, совсем в другом районе живу. У меня продукты выросли процентов на 20 за минувший год. Бензин – тоже явно не на 6 процентов. Ах да, в конце лета расчеты по инфляции скоррелирует традиционное сезонное падение цен на гнилую капусту, вялую отечественную морковку и прочий силос (числящийся в нашей потребительской корзине). Только вот беда – я силос не ем. Капризный очень. Так что тут все просто, прямо по Жванецкому: хотите не страдать от инфляции – «переходите на овощ». Тогда ваша и правительственная инфляции будут хоть как-то совпадать.
«Как бы ее (ипотечную ставку) ни ругали, как бы ни говорили, что ставка плохая – она действительно плохая – 12,5 процентов. И здесь есть явный разрыв между инфляцией и ипотечной ставкой. Причины этого анализировались, решения определенные есть, насколько они будут эффективными, поживем – увидим. Но я хочу обратить внимание не на плохую ставку, а на хорошие результаты», – пояснил глава правительства. В прошлом году, по его словам, было заключено 700 тыс. новых ипотечных договоров, а общий объем ипотечного кредитования в результате этих сделок составил 1 трлн. рублей. «Тоже неплохо. Понятно, что это разные ипотеки – социальные, доступное жилье; тем не менее, такой тренд у нас происходит»…
Тренд, может, и «происходит». А ипотека – сокращается. Банки с трудом тянут ипотеку. Конечно, самое простое – обвинить в высокой ставке «жадных» банкиров. Но вопрос: а почему мы говорим о «явном» разрыве между инфляцией (причем той самой, официальной шестипроцентной) и ипотечной ставкой? Может быть, лучше начать с установленной государством ставки рефинансирования? В сравнении с ней (8,25%) «разрыв» не так уж велик – четыре пункта. И сразу миф о жадных банкирах начинает трещать по швам. Особенно с поправкой на то, что на рынке планки ставки задают все же государственные банки. Тогда – может быть, поговорим о жадных госбанкирах?
…России удалось достичь хороших показателей по безработице. «Их тоже можно по-разному толковать, но для общественного самочувствия, когда безработица ниже, чем она была за все последние годы, не только кризисные, но и некоторые предкризисные, это тоже неплохо. Эти 5,5% дались нам весьма непростой работой, деньгами бюджета, поддержкой целого ряда программ»…
Что такое – «хорошие показатели» по безработице? В России безработицы практически нет, чисто формальная. Но – хорошо ли это. Начисто исключена конкуренция на рынке труда. Несмотря на стагнацию и снижение в экономике – зарплатные гонки. Государство все более активно как работодатель. Вплоть до того, что стало главным конкурентом бизнесу. Это – хорошо?
За последний год было открыто около 400 крупных производств или участков. «Эта цифра сама по себе позитивная. Это не малые предприятия, а именно крупные производства, самые разные. Это отрадно, потому что означает, что идет развитие, несмотря на самые разные трудности. Эти показатели мне кажутся неплохими»…
За последний год было сдано более 300 тыс. лицензий частных предпринимателей. Около 400 «крупных производств и участков» их заменят? Они, эти производства и «участки», – государственные? Частная инициатива умирает? Или показатели огосударствления экономики еще как-то спасают олигархи, каким-то чудным образом владеющие целым сонмом «крупных производств». Сто олигархов вместо трехсот тысяч предпринимателей, сотен тысяч фермеров… Наверное, если считать в рублях, то вполне адекватная замена. Осталось придумать, что делать с этими лишними сотнями тысяч…
Из итогов работы правительства глава кабинета отметил введение бюджетного правила. «Бюджетное правило далось, не скрою, очень большим трудом, потому что были очень большие стычки, споры. В итоге оно принято, и сейчас даже его активные критики на него не покушаются, понимая, что по правилам принято жить… Это не значит, что это вечное правило, но это правило, по которому нужно некоторое время жить. Конечно, оно нас страхует от падения цен на углеводороды»…
Вот эта мысль кажется бесспорной – бюджетное управление должно жить по правилам. Только одно «но» – мысль о том, что правило страхует нас от падения цен на углеводороды. А что если застраховаться как-то иначе? Развитием бизнеса, производства, авиастроения, судостроения и т.п.? Я что-то не то спросил?..
Говоря о приватизационных сделках, глава правительства заметил, что хоть их не радикально много, и они не принесли тех доходов, на которые был расчет, «они все-таки стали появляться». «И теперь это не экзотика, и все по-серьезному это обсуждают. А еще некоторое время назад как-то вся эта проблематика тоже закисла, и совсем ничего не происходило»…
Это верно – закисло. А с чего бы? Может, неуютно сегодня в России быть собственником? А может, если даже госконторы (по словам самого премьера) выводили свои деньги на Кипре, то и частные все там – и трудно упрекнуть в этом частных лиц, коль скоро даже государство прячет свои деньги в оффшорах. Очевидно, боясь самого себя. И что вы хотите в этих условиях – бума приватизации, потока инвестиций? И кому участвовать в этих процессах. Трети миллиона вышедших из игры предпринимателей? Банкиру Голубкову? Очень трудно рассчитывать на бурное участие бизнеса в приватизации в стране, где давление на бизнес (в любых его формах) усиливается с каждым годом. Справедливости ради отмечу: а вот у министерства обороны процессы приватизации вполне удались. До сих пор вся страна опыт изучает – по ходу следствия.
«Всегда приватизация – это борьба двух начал. Они есть в любой стране: всегда есть лоббисты, есть всегда желающие поуправлять немножко иначе. Но правительство в этом плане занимает консолидированную позицию. У нас внутри правительства особых споров здесь нет. Здесь все, в том числе экономический лагерь, который перманентно постоянно спорит друг с другом – МЭР и Минфин – занимает абсолютно одинаковую позицию. На таких же позициях практически все отраслевики. Будем надеяться, что этот процесс будет идти».
Не очень понял, что хотел сказать премьер. Очевидно, по причине скудоумия (моего, разумеется). Но про «борьбу двух начал», как и «поуправлять немножко иначе» – понравилось. Я даже знаю, как зовут одно из наших главных «двух начал». Коррупция. Конечно, не в курсе, насколько различаются в этом минфин и минэкономразвития. Но точно знаю: коррупция – основная беда в том числе и «закисшей», неэффективной приватизации.
Среди достижений правительства премьер назвал новый способ реализации бюджетных полномочий – госпрограммы. «Там есть свои сложности, но что мне кажется важным, все-таки возникает какая-то более-менее понятная картина того, что будет происходить в ближайшие годы, на перспективу до 2018–2020 годов или даже 2030 года».
Нет комментариев. Только вопрос. Новый способ – госпрограммы? Но, помнится, до 2008 года были нацпроекты. И нынешний премьер, тогда еще в ранге вице-премьера, их как раз и курировал. И где они? Чем «госпрограмма» отличается от «нацпроекта»? И в чем – достижение правительства? В новом термине обозначения «хотелок»?
Будем считать, что все это – обывательское брюзжание. Понятно же, что вопросы здесь задаю не я.